СТРАНИЦА УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА
Добро пожаловать на страницу учителя – дефектолога!
Дефектология – наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах и формах организации их воспитания и обучения.
Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Цель деятельности – обеспечить наиболее успешное усвоение академической составляющей образовательной программы, способствовать познавательному, речевому, эмоциональному, социальному, нравственному развитию ребенка, развивать жизненные компетенции ребенка с ОВЗ, тем самым повышая возможности его успешного включения в жизнь общества.
Направления деятельности учителя-дефектолога в рамках психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Диагностическое направление в деятельности учителя-дефектолога может быть составной частью комплексного изучения ребенка специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), консилиума (ППк). Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума. Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
Второе направление деятельности – коррекционно-развивающая работа.
Содержание этого направления работы:
- создание условий для развития сохранных функций;
- определение методов, приемов, средств коррекционно-развивающих занятий;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
- коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально личностной сферы;
- формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
- обеспечение успешности адаптации ребенка с ОВЗ за счет боле эффективного формирования БУД в процессе коррекционно-развивающих занятий.
Третье и четвертое направление деятельности – аналитическая деятельность и профилактика.
Целью этого направления является анализ данных диагностического обследования и определение адекватных и эффективных средств и форм коррекционного сопровождения ребёнка в инклюзивном образовательном пространстве. Этого можно достичь за счёт организации отслеживания динамики развития каждого учащегося и, как следствие, анализа эффективности программ коррекционной работы, адаптированных рабочих программ и индивидуальных учебных планов.
Пятое направление деятельности – консультативно-просветительское.
Учитель-дефектолог консультирует администрацию образовательной организации, педагогов-предметников по вопросам организации специальных образовательных условий и среды для детей с ОВЗ в процессе индивидуального консультирования и в ходе работы школьного психолого-педагогического консилиума.
Шестое направление деятельности – организационно-методическое.
Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, собственно участие в мероприятиях, а также оформление необходимой соответствующей документации.
Учитель-дефектолог входит в команду специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном пространстве. Учитель-дефектолог является ее обязательным участником, когда речь идет о возможных трудностях в усвоение академического компонента образовательной программы, недостаточности в освоении различных видов деятельности, трудностях переноса академических знаний в собственную жизнь ребенка.
САЙТ УЧИТЕЛЯ ДЕФЕКТОЛОГА: http://nsportal.ru/zabrodina-evgeniya-sergeevna